Если не считаться с издержками, платформу можно создать за пятилетку
Выступая на ПМЭФ, мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что в перспективе автомобили «Москвич» обретут собственную, российскую платформу. У «Москвича» есть возможности производить глубоко локализованный или даже свой собственный автомобиль, подчеркнул градоначальник. Инженер-конструктор, работавший в отечественном автопроме в 1990-х — 2000-х годах, рассказал, что нужно для создания такой платформы и в какие сроки это возможно.
Фото: Pixabay.com.
«Надо работать над своими моделями, что мы и делаем, — отметил Собянин. — В этом году мы приступили к мелкоузловой сборке, это уже второй уровень локализации. А параллельно мы готовим свою собственную платформу. Поэтому у Москвича есть все возможности производить свой автомобиль – или полностью локализованный, или вообще свой автомобиль».
Создание новой отечественной легковой платформы с нуля займет не менее пяти лет, рассказал «МК» Александр Лемберг, работавший в КБ российских автопроизводителей в 1990-х — 2000-х годах. «Нужно иметь кадры, программное обеспечение для создания платформы и задел — фактически, готовую современную «тележку», развитием которой и будет новая платформа, — пояснил конструктор. — Пока что по всем трем пунктам есть проблемы, не позволяющие создать платформу быстро».
Кадры — собственно автоконструкторов — сейчас придется хотя бы частично «приманивать» с глобального рынка, поскольку за последние 15 лет разработка новых легковых автомобилей велась в России лишь на ВАЗе, а новых конструкторов нужного уровня в требуемом количестве за единицы лет не воспитать. «С конструкторским программным обеспечением также будет много хлопот, — продолжает инженер. — При разработке серьезного продукта пользоваться «пиратскими» пакетами трудно, поскольку непонятно, кто будет брать на себя ответственность за это. А отечественные программы пока покрывают не весь спектр ПО для разработки автомобилей».
Наконец, разрабатывать автомобильную платформу вообще с нуля не только трудно, но и неэффективно. Можно делать это на базе имеющейся — китайской или иной — платформы, и тогда, вложив значительные ресурсы, на разработку собственного легкового автомобиля уйдет около пятилетки, отметил Лемберг.
— Но намного более эффективным и дельным способом будет, пожалуй, просто купить стартовый пакет — платформу с лицензиями, пакеты разработчиков и некоторое количество экспертов — у тех, кто может нам это продать. В нынешних обстоятельствах, скорее всего, это опять-таки будут китайские компании, вопрос в конкретных условиях.