Фото: Zuma/TASS
Чешское правительство одобрило заморозку российской госсобственности. Как сообщил в соцсетях министр иностранных дел страны Ян Липавский, это было сделано по его предложению.
Власти Чехии, по информации чешских СМИ, поддержали внесение компании по управлению российскими активами за рубежом ФГУП «Госзагрансобственность», находящейся в непосредственном подчинении Управделами президента РФ, в национальный санкционный список.
«Это предприятие управляет многими объектами недвижимости в Чехии, принадлежащими России. … Вся коммерческая деятельность ФГУП „Госзагрансобственность“, включая сдачу в аренду, теперь незаконна. Внесение в санкционный список приведет к замораживанию всех активов, принадлежащих компании в Чехии или контролируемых ею иным образом», — цитируют Липавского СМИ.
Как заявил премьер Чехии Петр Фиала, теперь Россия не сможет распоряжаться принадлежащей ей в стране недвижимостью. Это, в основном, объекты в Праге и Карловых Варах. Кроме того, запрещено использовать счета, на которые поступает плата за аренду.
Арендаторы объектов смогут продолжить работу, а плату должны будут отправлять на санкционный счет. Липавский полагает, что ответных действий со стороны России не последует, так как у Чехии нет подобной собственности в РФ.
Фиала добавил, что Прага будет на европейском уровне добиваться подобных шагов от других. Чехия оказалась первой страной, которая заморозила российскую недвижимость, находящуюся за рубежом.
В то же время, по словам Липавского, заморозка российской госсобственности в Чехии не затронет дипломатический представительства России. Это, как минимум, четыре объекта из общего числа.
Как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, решения чешских властей противозаконны с точки зрения международного права. Ситуация анализируется и не исключены ответные меры. Представитель Кремля также заметил, что «антироссийская позиция чешских властей вызывает абсолютное недоумение» и Россия ее «категорически отвергает».
Заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, профессор ВШЭ Андрей Бакланов считает решение чешских властей вопросом внутреннего взаимодействия европейского сообщества — и гражданского, и военного.
— Там идет определенное перераспределение функций: кто, когда и какими уколами будет заниматься, чтобы постоянно поддерживать планку недоброжелательства в отношении России. Эти страны хотят подать себя как очень важный компонент европейской и натовской солидарности, поэтому не отказываются, когда им предлагают какое-то враждебное действие сделать.
Беда в том, что мы слабо реагируем. Все больше какими-то нотами, заявлениями. Думаю, давно надо было переходить — не пять и не десять лет назад — к более жесткому ведению дел с этими нашими бывшими сомнительными партнерами.
«СП»: Насколько законны подобные шаги? Или «партнеры» о праве уже забыли?
— Государство вправе принимать любые решения сообразно своему законодательству, в том числе связанные с собственностью. Но это всегда делается в увязке с развитием двусторонних отношений, международными обязательствами. Последние, как правило, препятствуют подобного рода решениям.
Сейчас за основу берется иной подход — антироссийский. Он считается более важным аспектом, чем какие-то традиционные, моральные или зафиксированные на бумаге обязательства сторон. Их можно пересматривать. Другое дело, что право страны, на которую это направлено, реагировать соответствующим образом. Жесткого.
Это противоречит не только дипломатическому этикету, но даже элементарному взаимодействию между государствами. Думаю, надо более жестко, заметно реагировать. Такого ответа я не вижу, и это, на мой взгляд профессионального дипломата, досадная ошибка ведения дел с этими странами. Они хорошего языка не понимают, а мы по-прежнему рассчитываем на какое-то объяснение позиции.
Они делают это не по незнанию. Это вседозволенность и накат на нас.
«СП»: Могут другие страны поддержать такой шаг?
— Если от нас жесткой реакции не последует, то и другие пойдут по этому пути.
«СП»: Примут ли чешские власти подобные меры и в отношении частной собственности россиян?
— Думаю, да. Это будет логично. У наших граждан там много собственности личной. Раз речь уже идет об элементах экспроприаторского характера, то это могут и на государство, и на корпоративную, и на личную собственность распространить.
Наш президент в свое время предупреждал, чтобы не увлекались иностранной собственностью. Не прислушались.
Но нам надо реагировать в любом случае. Надо защищать любой аспект, связанный с нашим государством и нашими гражданами.
Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш не удивлён подобными решениями, так как президентом страны является Петр Павел.
— Павел никогда не отличался выдающимися характеристиками и всю жизнь делал карьеру как конформист. Можно предположить, что в отношении него есть и формальные, и неформальные инструменты влияния — компромата, возможно что-то еще. Ему терять нечего, он всегда был человеком-функцией, и Чехия в этом плане ему не очень важна, для него это точка приложения политтехнологий, не более того. Сказали ему проложить такой путь, он команду выполнил.
Его функция тестировать, проверять на прочность ЕС — куда и как можно прогнуть. Вопрос в том, кто ему приказал.
«СП»: Я правильно понимаю, Павел «спустил» полученный приказ ниже, и с этим выступил уже Липавский?
— Мог спустить. Это вопрос внутренней бюрократии. Озвучено, должно произвести впечатление. Думаю, что существенной государственной собственности у России в Чехии нет. Действие, скорее, символическое, которое должно показать, что Прага что-то может против Москвы.
«СП»: Другие страны откликнутся на призыв принять такие же меры?
— На это расчет. Что сгоряча найдутся идиоты, которые будут это пытаться повторить. Или зависимые, которым могут приказать.
«СП»: На собственность обычных россиян могут распространить решение?
— Думаю, это заветная мечта. Тогда можно будет попытаться набить свои карманы.
«СП»: Но это же грабеж!
— Конечно. Так это в лучших европейских традициях. Грабежом они всегда и прибавлялись.