Главная » БАНКИ » В системе продовольственной безопасности России остались дыры

В системе продовольственной безопасности России остались дыры

У нас есть проблемы по обеспеченности семенным фондом ряда культур и по племенному материалу кур

Те, кто жил в 1980-е, помнят время тотального дефицита практически всех продуктов питания (кроме хлеба). Те, кто застал 1990-е, пережили эпоху тотальной экспансии зарубежных продовольственных товаров в Россию. В итоге к десятым годам нового столетия страна оказалась в ситуации серьезной зависимости от поставок продовольствия из-за границы. Мы закупали почти всё: от мяса и масла до муки, от сыра и сладостей до овощей и картофеля. Именно тогда в полный рост встал вопрос о продовольственной безопасности. Что это означает? И почему продовольственная безопасность — это не только вопрос государственного суверенитета, но и важнейший аспект каждодневной жизни наших граждан?

Фото: Геннадий Черкасов

Для тех, кто не знает, сообщаю, что с 2020 года в нашей стране действует Доктрина продовольственной безопасности России. Не вдаваясь в детали, отмечу, что данный стратегический документ подразумевает создание условий для того, чтобы наша страна самостоятельно производила практически всю основную продукцию сельского хозяйства, начиная с пшеницы и масленичных культур и заканчивая овощами, молоком и мясом.

Доктрина ставит задачу, чтобы уровень самодостаточности в производстве этих товаров доходил до 90–100% в ежегодном выражении. Сразу отмечу, что в самом документе заложена некая системная недоработка, которая состоит в том, что безопасность всегда подразумевает необходимость иметь определенный запас прочности. Это нам могут сказать любые специалисты по безопасности технических систем. То есть если мы хотим быть уверенными в устойчивости своих производственных отношений в сельском хозяйстве, то уровень собственного производства для обеспечения продовольственной безопасности должен превышать 100% хотя бы на 25–30 или даже более процентов.

Но речь сейчас не об этом… Даже если мы хотим обеспечивать себя на 90–100% продовольственными товарами, то это уже само по себе нетривиальная стратегическая задача. Для чего она ставится? Все на самом деле очень серьезно. С одной стороны, мы все живем в мире глобальных экономических отношений, когда рынком является весь мир. Это очень хорошо с точки зрения возможностей развития. Но вместе с тем это чрезвычайно опасно из-за уязвимости экономической системы со стороны недругов и недоброжелателей. Если страна существенным образом зависит от поставок импортного продовольствия (а большинство стран мира живет именно в таком режиме), то такую страну очень легко перевести, что называется, в режим внешнего ручного управления, просто перекрыв ей поставки необходимого продовольствия.

В эти игры так называемый «коллективный Запад» играет постоянно, вводя необоснованные и по сути незаконные санкции по всему миру против любого неугодного государства или его правительства. С теми же странами Африки он десятилетиями играет в «лояльность в обмен на продовольствие», установив режим тотального диктата, давления и шантажа на страны Африканского континента.

После 2014 года, когда Запад всем нам дал однозначно понять, что для борьбы с Россией все средства хороши, начиная с санкций и заканчивая созданием нацистского режима на Украине, в нашей стране было сделано очень многое для обеспечения продовольственного суверенитета и достижения той самой продовольственной безопасности. Сейчас по состоянию на начало 2023 года мы обеспечиваем себя пшеницей и иными зерновыми культурами на 185,5%, маслом растительным — на 221,1%, рыбой и рыбопродуктами — на 153,2%, сахаром — на 103,2%, мясом и мясопродуктами — на 101,6%, картофелем — на 94%, молоком и молокопродуктами — на 85,7%, овощами и бахчевыми культурами — на 89,2%, фруктами и ягодами — на 44,9%, солью пищевой — на 65,2%.

Казалось бы, все хорошо! Но, как говорится, есть нюансы, которые всё меняют. Неслучайно в Доктрине продовольственной безопасности РФ отмечается необходимость обеспеченности семенами основных сельскохозяйственных культур отечественного производства. И здесь ситуация на самом деле крайне тревожная.

В целом мы обеспечиваем себя семенами на 60 процентов, но давайте посмотрим, что происходит в деталях. Так, если самообеспеченность семенами отечественной селекции в 2022 году по пшенице и основным зерновым культурам вполне благоприятная, то, например, по сое она составила уже 46,2%, по кукурузе — 42,9%, по рапсу яровому — 30,5%, по подсолнечнику — 21,8%, по картофелю — 8,7%, по сахарной свекле — 3%. По планам Минсельхоза России мы в ближайшее время обеспечим себя семенами более чем на 50% практически по всем культурам, кроме сахарной свеклы и картофеля. По ним ситуация носит по-прежнему более чем проблемный характер.

Несколько лучше ситуация в животноводстве, где мы уже в меньшей степени зависим от иностранных поставок так называемой племенной продукции, грубо говоря, «молодняка» для откорма. По племенной продукции (материалу) отечественного производства основных видов животных к концу 2022 года в нашей стране были запланированы следующие показатели: по крупному рогатому скоту молочных пород — 64,1%, по крупному рогатому скоту мясных пород — 98,2%, по свиньям — 84,6%, по овцам — 98,5%, по козам — 40,0%. Единственный показатель, по которому у нас тотальная зависимость, — это мясные кроссы кур. Здесь у нас уровень самообеспеченности всего полтора процента. То есть мы тотально зависим от зарубежных поставок племенного материала для производства той самой курятины, по которой у нас наблюдается полная самообеспеченность. Грубо говоря, можно буквально завтра обрушить производство практически всего нашего мяса птицы, обрубив поставки кроссов для будущего откорма.

Добавлю, что мы также во многом зависим от иностранных поставок гербицидов, то есть при реализации неких агрессивных мер из-за рубежа нам крайне сложно будет бороться с сорняками, вредителями и болезнями растений при производстве всей нашей продукции растениеводства, включая пшеницу, рекордным урожаем которой в 2022 году мы сейчас очень гордимся.

Если добавить к этому проблемы с обеспеченностью отечественной сельскохозяйственной техникой, машинами и оборудованием, то картина складывается если не критическая, то однозначно тревожная и требующая пристального государственного внимания.

Несколько слов необходимо сказать о том, как влияет продовольственная безопасность на жизнь и рацион наших граждан. Здесь существенное значение имеют три аспекта.

Во-первых, нам чрезвычайно важна минимизация практически до нуля возможности появления голода или даже продовольственного дефицита в нашей стране. Это существенный момент общественного договора между властью и обществом, соблюдаемый все годы существования новой России. Обеспечение уверенности в том, что продовольствия (необходимого количества и должного качества) у нас хватит всегда и на всех, — одна из ключевых задач государственной власти, с которой она пока успешно справляется.

Во-вторых, собственное производство сельскохозяйственной продукции — это еще и создание рабочих мест на селе и сохранение сельского жизненного уклада, который, среди всего прочего, является одной из основ нашей цивилизации.

В-третьих, обеспечение своего рынка отечественными продовольственными товарами — это еще и значительный шаг к государственному контролю качества продовольственных товаров, находящихся на прилавках наших магазинов. Отечественное производство позволяет контролировать качество на каждом этапе производства и транспортировки, что имеет значение в том числе для охраны здоровья и создания условий для активного долголетия.

В завершение необходимо, конечно, сказать о том, что же нам все-таки делать. И здесь, собственно, все понятно: надо работать. Министерство сельского хозяйства РФ понимает эти задачи и в плановом режиме двигается к тому, чтобы у нас были и необходимый семенной материал, и «молодняк», и гербициды. Также ведется работа, чтобы обеспечивать наших аграриев необходимыми машинами и оборудованием. Это уже задача Минпромторга России. Как говорится, «цели ясны, задачи определены», но специальная военная операция вносит свои коррективы в наше стратегическое планирование.

И здесь всем нам — и государству, и обществу — нужно еще раз осознать, что продовольственная безопасность в условиях СВО это вопрос уже выживания и развития нашей цивилизации. Грубо говоря, если вчера мы хотели «расти» на 5–10–15% в год, то сегодня надо расти в разы, а иногда и в десятки раз. Ситуация с обеспеченностью кроссами мясных пород кур в нашем, без преувеличения, успешном птицеводстве — тому наглядное подтверждение.

И, как это уже было при Советском Союзе, нам необходимо направить дополнительные инвестиции в отечественное сельское хозяйство. Здесь можно говорить о самых разных источниках. Отмечу лишь один: с принятием пакета законов о цифровом рубле процесс осуществления и реализации целевой эмиссии существенно упростился. Это позволяет нам, российскому государству, эмитировать необходимый объем «окрашенных» цифровых рублей для того, чтобы целевым образом направить его не просто на развитие сельского хозяйства, а напрямую на обеспечение АПК отечественным семенным материалом, гербицидами, машинами и оборудованием. Надеюсь, что правительство воспользуется этим инструментом уже в обозримой перспективе.

Как это ни странно звучит, но вопросы продовольственной безопасности надо решать в мирное время. Жизнь же сложилась так, что в условиях СВО нам надо победить не только на поле брани, но и на полях нашего АПК. Так и живем.

Источник

Оставить комментарий