Главная » БАНКИ » Объяснилось падение интереса россиян к водке

Объяснилось падение интереса россиян к водке

Больше не греет

Триумвират национальных символов — матрешка, балалайка и водка, с которыми наша страна ассоциируется в глазах зарубежной общественности — рискует потерять одну из своих составляющих. Самым слабым, как ни странно, становится алкогольное звено. Спрос на водку у россиян в I полугодии сократился на 4%. Другими словами, за это время в России было продано на 32 млн поллитровок меньше, чем за первые шесть месяцев 2020-го.

Фото: pixabay.com

Согласно народному афоризму, главным и единственным недостатком водки является ее недостаток. Однако, если во времена оные нехватка излюбленного горячительного считалась чуть ли не трагедией — за «беленькой» бегали к таксистам по ночам, то теперь отечественным потребителям представлен широкий выбор самого популярного алкогольного напитка. Между тем, интерес к сорокаградусной со стороны россиян постепенно падает. По оценке Национального рейтингового агентства (НРА), за шесть месяцев этого года в нашей стране было продано на 16 млн литров водки меньше, чем в первом полугодии 2020-го.

Независимые эксперты считают, что сравнивать нынешний спрос на сорокаградусный напиток с прошлогодним уровнем не совсем корректно, поскольку в 2020-м в связи пандемией коронавируса продажи водки росли: многие тогда применяли самое доступное спиртное не по прямому назначению, а в качестве дезинфицирующего средства. Однако и по сравнению с доковидным 2019-м ныне зафиксировано падение, пусть и более скромное — на 3%.

НРА называет несколько факторов, поспособствовавших падению спроса на сорокаградусную. По мнению аналитиков, в России активно развивается винная культура, а также набирают популярность иные спиртные напитки крепостью свыше 25 градусов — джин, ром или настойки. Кроме того, ущерб отечественному рынку водки наносит распространение концепции здорового образа жизни.

Также падению спроса пособствуют меры государственного регулирования: ограничение рекламы алкоголя, времени и мест торговли спиртным. Еще одним фактором, наносящим удар по продажам горячительного являются высокие налоговые ставки — из 243 рублей, на которые можно приобрести самую дешевую поллитровку, 143 рубля приходится на акциз и НДС.

Генеральный директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что перечисленные факторы, в том числе цены, далеко не самые главные, из-за которых страдает водочный рынок. По данным Росстата, за первое полугодие поллитровка в рознице в среднем подорожала всего на 1,4%, тогда как стоимость остального спиртного выросла на 2,2%.

«Продажи водки падают в связи с демографическим кризисом в нашей стране, произошедшем в конце 1990-х — начале 2000-х годов», — уверен эксперт. Падение рождаемости в перспективе двух десятков лет повлекло за собой снижение количества россиян, достигших той возрастной группы, которой разрешена продажа водки. По тем же причинам несколько лет назад в нашей стране наблюдалось обрушение продаж слабоалкогольных напитков, главным образом, пива. После ввода материнского капитала в 2007 году число новорожденных стало постепенно увеличиваться. Соответственно, к 2030 года количество россиян, достигших возраста, при котором возникает интерес к крепкому спиртному, восстановится и спрос на водку вернется на привычные позиции.

По словам Дробиза, главная беда алкогольного рынка нашей страны заключается отнюдь не в снижении продаж водки, тяга к которой у населения не падает несмотря на проводимую государством политику здорового образа жизни. В России резко сокращается производство винодельческой продукции — начиная с 2019 года этот сектор упал почти на 30%, однако такому факту уделяется гораздо меньше внимания. Поэтому, судя по всему, наблюдающуюся стагнацию спроса на крепкое спиртное можно считать временной и уже в ближайшем будущем наша страна вернет себе звание главное водочной державы планеты.

Источник

Оставить комментарий