Главная » БАНКИ » Как планировали восстановить Сухареву башню и что из этого получилось

Как планировали восстановить Сухареву башню и что из этого получилось

Вместе с Музеем архитектуры им. Щусева рассказываем, как пытались восстановить Сухареву башню, какие проекты предлагали архитекторы, почему эти идеи ничем не закончились и есть ли сейчас у столичных властей планы восстановления

Фотоальбом к конкурсному проекту на архитектурно-планировочное решение Колхозной (Сухаревской) площади с учетом воссоздания Сухаревой башни
 

Снос Сухаревой башни в 1934 году, два с половиной века простоявшей на пересечении нынешнего Садового кольца со Сретенкой, окончательно признали ошибкой через 30 с небольшим лет после ее разрушения. А еще через 20 лет, в 1986 году, московское власти объявили конкурс на архитектурно-планировочное решение площади, где она располагалась, с одновременным восстановлением самой башни. Позднее тоже прорабатывались идеи ее восстановления.

Рассказываем, какие варианты предлагали архитекторы и почему ни один из них так и не стал основой для восстановления Сухаревой башни.

Что такое Сухарева башня

Сухарева башня была построена в конце XVII века по указу Петра I как замена одних из въездных ворот, ведущих тогда в Москву. Долгое время она была второй по высоте постройкой столицы, но два с половиной века назад, в середине 30-х годов XX века, была снесена для улучшения транспортной ситуации в городе.

Читайте подробнее от истории башни и ее сносе: Главная утрата Москвы. Какой была Сухарева башня и зачем ее снесли

rbc.group

Главная проблема с восстановлением Сухаревой башни

Фундамент Сухаревой башни(Фото: telegra.ph)

Понять, где находилась Сухарева башня, может каждый. Для этого достаточно перейти по подземному переходу, что на Большой Сухаревской площади, на другую сторону Садового кольца. Там, где переход делает резкий поворот и внезапно начинает идти не перпендикулярно, а параллельно кольцу, башня и располагалась.

Когда во время строительства перехода в начале 2000-х обнаружили фундамент Сухаревой башни, возникло сразу две идеи его использования:

  • первая — сделать прямо в переходе подземный музей. Однако это оказалось технически невозможно. «Фундамент лежит близко к поверхности. В земле просто не остается места для сводов музея», — пояснял тогда обнаруживший исторические останки башни главный археолог Москвы Александр Векслер;
  • вторая идея — внутри нового подземного перехода раскрыть часть кладки (как это сделано с фрагментом Китайгородской стены в переходе к улице Варварка) и сделать застекленные ниши-витрины, выставив в них обнаруженные у фундамента Сухаревой башни предметы быта — керамику, монеты, украшения, курительные трубки и пр. Но эта идея тоже не была реализована.

Фундамент просто законсервировали, аккуратно засыпав его песком, и обошли сплошной стеной подземного перехода, облицевав ее изнутри обычной плиткой. Однако это позволяет любому понять: Сухарева башня стояла прямо по центру современного Садового кольца.

В этом и заключается главная сложность ее восстановления. Чтобы ее восстановить на исконном месте, нужно полностью перекроить схему современного дорожного движения. Либо возвести башню совсем на другом месте, нарушив историческую логику. У каждого варианта есть свои сторонники и свои противники, архитекторы прорабатывали оба варианта.

Проект от разрушителя Сухаревой башни

Здание НИИ им. Склифосовского(Фото: пресс-служба мэра и правительства Москвы / РИА Новости)

Сторонниками восстановить башню на другом месте были архитекторы Петр Мягков и Павел Рагулин, которые в 1984–1986 годах предложили один из первых проектов. Как рассказывает москвовед Владимир Муравьев, оба они имели отношение к сносу башни. Петр Мягков — самое прямое: в середине 30-х годов XX века он был простым рабочим треста «Мосразборстрой» и участвовал в процессе разборки Сухаревой башни. Павел Рагулин в те же годы был молодым архитектором и проходил практику в ближайшем к башне переулке, пересекающемся со Сретенкой. Оттуда, с крыши, он наблюдал, как башню разрушали.

В своем проекте они предлагали восстановить Сухареву башню чуть в стороне, точно напротив полукружия Странноприимного дома графа Шереметева (ныне — НИИ им. Склифосовского), находящегося по другую сторону Садового кольца. Место выбрали сразу по нескольким причинам:

  • во-первых, оно пустовало. Ранее здесь находился жилой квартал, но к тому времени он был снесен;
  • во-вторых, такое размещение не требовало перекраивания всех дорожных схем — дорожного полотна оно не затрагивало;
  • в-третьих, исконная историческая локация башни хоть и нарушалась, но ненамного. Новое место, предлагаемое под ее восстановление, находилось буквально в нескольких метрах восточнее первоначального.

В дальнейшем башню предлагалось отдать под музей флота. Такая идея возникла не случайно: одним из первых пользователей исторической Сухаревой башни в начале XVIII века была Математическая и навигационная школа, поэтому расположить здесь музей морфлота казалось логичным. Однако планы так и не были реализованы.

Что сейчас находится на месте, где Мягков и Рагулин предлагали восстановить Сухареву башню

Вместо заново отстроенной Сухаревой башни напротив НИИ им. Склифософского сначала появился сквер, а в конце 1996 года здесь установили трехметровый памятный знак из красного гранита в честь и самой Сухаревой башни, и навигационных классов, что располагались в ней.

Однако до наших дней без потерь не дожил и памятник. На конец осени 2024 года верхняя его часть, где был изображен контур Сухаревой башни, отсутствует. Сохранилась лишь нижняя часть с надписью (да и то не в полном виде). О том, что когда-то памятный знак выглядел иначе, сейчас напоминают лишь торчащие вверх штыри.

Проект от создателей типового жилья

Фотоальбом к конкурсному проекту на архитектурно-планировочное решение Колхозной (Сухаревской) площади с учетом воссоздания Сухаревой башни
 (Фото: Музей архитектуры им. Щусева)

За восстановление Сухаревой башни исключительно на историческом месте активно выступали архитекторы МНИИТЭПа — Московского научно-исследовательского и проектного института типового и экспериментального проектирования. Это основной разработчик типовых строительных проектов, существующий и поныне. Именно здесь были разработаны хрущевки и брежневки, именно здесь появилась широко распространившаяся позже серия домов П44 и многие другие. И именно здесь лучше всего понимали: относиться к восстановлению Сухаревой башни как к строительству нового жилого района категорически нельзя.

Архитекторы МНИИТЭПа, разработавшие свой проект в 1986 году, объясняли: любое другое расположение, кроме исконного места, «убьет» и саму башню, и ее окружение. Например, стоит Сухареву башню передвинуть напортив НИИ им. Склифософского, как предлагали Мягков и Рагулин, возникнет резкий смысловой диссонанс между этими объектами, совершенно разными по смыслу и архитектурному стилю. Оба они исчезнут из поля видимости и с Садового кольца, и со Сретенки, а также визуально потеряется ряд других исторически ценных зданий.

«Одна сложность — транспорт. Но транспорт — техническая проблема и поэтому не должна превалировать над градостроительными, художественными и идейными задачами», — писали архитекторы МНИИТЭПа в пояснительной записке к своему проекту. И предлагали выход: сделать У-образное расширение проспекта Мира, передвинув часть задний по его бокам, а также сделать дублер части Сретенки. Они уверяли: это возможно, практика таких изменений уже есть, а на выходе получится гармоничное пространство, комфортное и для глаза, и для транспорта. При этом проезды сквозь саму восстановленную башню не предполагались, хотя в исходной Сухаревой башне было аж пять проездных ворот.

Примерно такая же идеология с восстановлением Сухаревой башни на своем историческом месте была в проектах и некоторых других архитекторов. Например, в проекте команды Московского архитектурного института (МАРХИ) под руководством Николая Оболенского. Проект именно этой команды получил наивысшую оценку на конкурсе в 80-х годах XX века, однако до практического воплощения не дошел и он.

Почему конкурс на восстановление Сухаревой башни так и не привел к ее воссозданию

Рассказывают сотрудники Музея архитектуры им. Щусева:

— На сегодняшний день кажется, что конкурс, объявленный в 1980-х, являлся не первым этапом реализации уже окончательно принятого решения о восстановлении Сухаревой башни. Он мог восприниматься, скорее, как обмен мнениями и поиск наиболее эффективного решения тех острых вопросов, которые возникли бы при реализации проекта. Судя по тому, что в дальнейшем конкурс особо не обсуждался, его результаты не удовлетворили запросы общества, профессиональной среды или управляющих организаций.

Кроме того, свое влияние оказало время проведения конкурса. Страна находилась в тяжелых экономических условиях, люди стояли в бесконечных очередях. Многие стройки были заморожены. Ценность памятника как архитектурного сооружения, играющего в том числе градостроительную роль, осознавалась немногими. В прессе были обсуждения, которые касались и тяжелой транспортной ситуации этого места, и композиции ансамбля всей площади, которую нужно учитывать и менять в случае воссоздания башни, и того места, где все же следует башню разместить, а также насколько целесообразно возводить «памятник» с нуля — то есть попросту создавать новодел.

Более того, все те же обсуждения всплывали в периодической печати и в 1990-е, и уже в 2000-е годы. Однако до сих пор остались лишь на уровне обсуждений.

Планируется ли сейчас восстановление Сухаревой башни

Так может выглядеть перекресток Сретенки, Садового кольца и проспекта Мира(Фото: Архитектурное бюро Megabudka)

Один из последних проектов восстановления башни был сделан в 2018 году архитектором Кириллом Губернаторовым, партнером архитектурного бюро Megabudka. «Мне очень близка идея восстановления башни», — пояснил Губренаторов свой порыв «РБК-Недвижимости». Как и многие его предшественники, Губернаторов предложил восстановить башню на ее историческом месте. Около восстановленной башни хотели сделать пешеходную зону с ярмаркой, которая напоминала бы о некогда расположенном здесь же Сухаревском рынке. А чтобы решить возникающую при этом транспортную проблему, приглашенные к разработке специалисты по транспорту предложили организовать круговое движение вокруг башни. По мнению разработчиков, это не должно было ухудшить трафик, но сделать его более удобным: появлялись развороты на Садовом кольце, которых сейчас нет.

Эта идея тоже осталась на уровне «бумажной» архитектуры — она была порывом авторов, их личной инициативой, никаких архитектурных конкурсов столичные власти тогда не объявляли. Нет их и сейчас. «В Комитете по архитектуре и градостроительству Москвы не прорабатывается и не обсуждается вопрос воссоздания Сухаревой башни», — пояснили «РБК-Недвижимости» в Москомархитектуре, поэтому если башня когда-либо и будет восстановлена, то лишь в далеком будущем, но не теперь.

В публикации использованы:

  • комментарии искусствоведа, заведующей сектором экскурсионно-лекционной работы отдела популяризации архитектуры Музея архитектуры им. Щусева Полины Покладок и ученого секретаря музея Юлии Старостенко;
  • архивные документы и фотографии, предоставленные Музеем архитектуры им. Щусева;
  • предисловие к книге «Сухарева башня (1692–1926). Народные легенды о башне, ее история, реставрация и современное состояние», написанная Петром Сытиным — главой Коммунального музея (ныне — музейное объединение «Музей Москвы»), ставшего последним пользователем башни;
  • книга «Святая дорога. Истории московских улиц» москвоведа Владимира Муравьева;
  • комментарии и иллюстрации архитектурного бюро Megabudka;
  • комментарий Москомархитектуры.

Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»

Авторы

Теги

Источник

Оставить комментарий